Название: Доспехи и оружие в мире "Берсерка"
Автор: Nastanados, Бесполезное имя
Бета: Китахара
Размер: 4816 слов
Категория: джен
Рейтинг: PG-13
Краткое содержание: обзор оружия и доспехов трех главных героев "Берсерка".

Говоря о доспехах в манге "Берсерк", мы часто будем употреблять заумное слово "эклектика". В переводе с греческого оно означает "смешение, соединение" и в искусствоведении указывает на смешение разных стилей, эпох, манер исполнения.

Начнем, пожалуй, с того, что японская культура тяготеет к эклектике вся целиком, искусство манга в особенности, а манга "Берсерк" – в частности. В "Берсерке" эклектично все: манера изображения и повествования, костюмы, архитектура, история и мифология мира. И доспехи, конечно, не являются исключением. Но если бы Миура просто рисовал фэнтезийные доспехи "от балды", он не был бы Миурой – и, возможно, не тратил бы по году на главу. Нет, дорогой читатель, наш прекрасный мангака отличается фундаментальностью подхода: сначала он дотошно изучает материал, а потом уж берется за соединение и смешивание.

Впрочем, внимательный просмотр манги наводит на мысль, что художник изучал скорее графическую часть, в историю вопроса не вникал, функционалом не интересовался и то, как эволюционировал доспех в общем и его отдельные детали, – пропустил напрочь. Об этом мы подробнее расскажем ниже.

Прежде чем перейти к доспехам героев "Берсерка", расскажем коротко об основных прототипах. Миура вдохновился эпохой позднего Ренессанса, когда на смену кольчуге и панцирю пришел шарнирный доспех, который совершенствовался, пока распространение и усиление мощи огнестрельного оружия не прикончило его в самом расцвете. Три кита, на которых строятся фантазии нашего дорогого мангаки, – это миланский доспех (XIV-XVI века), готический доспех (первая треть XV века и дальше) и максимилиановский доспех (XVI век).


Предтечей миланского был так называемый "белый доспех", о котором известно только, что это был первый латный доспех, закрывавший все тело, – эта особенность присуща и миланскому. Ни одного "белого доспеха" целиком не сохранилось, а отдельные детали могут принадлежать с равным успехом и миланскому доспеху. С него и начнем.

Шлем миланского доспеха – чаще всего армет, шарообразный, в более позднем варианте – с гребнем, во всех вариантах – с забралом и подбородником. Чтобы ремень, держащий подбородник, не перерубили в бою, его закрывали круглым щитком на затылке (ронделем). Вторая характерная деталь миланского доспеха – разделение нагрудника и набрюшника, которое позволяло рыцарю сгибаться в поясе. К набрюшнику, как правило, крепилась латная юбка, защищавшая пах. Третья характерная примета – тассеты, щитки, крепившиеся уже к этой юбке. Они защищали место, где юбка заканчивается и начинается набедренник. Четвертая – асимметричные наплечники (особенно в турнирных вариантах, где левый наплечник еще и закрывали дополнительной накладкой gardbrace, по сути – маленьким щитом). И пятая – большие налокотники и латные перчатки с длинными раструбами.

Этот доспех был в своем роде совершенством, и его постоянно заказывали у итальянских мастеров, а также копировали напропалую. Французы армету предпочитали бацинет (остроконечный шлем), немцы – салад (шлем с длинным назатыльником и продольным ребром жесткости), вот и вся разница.

Но немцы не были бы немцами, если бы слепо копировали итальянские наработки. К XV веку немецкие мастера создали собственный стиль, который впоследствии назвали готическим. Для него характерны, во-первых, те особенные очертания, которые у нас ассоциируются со словом "готика" (все длинное-острое-узкое-угловатое-зубчатое), а во-вторых, активное использование ребер жесткости и рифления для облегчения конструкции при сохранении прочности. Правда, это никак не значит, что любой рифленый доспех непременно готический: в позднем миланском или в английском доспехах рифление тоже вовсю применялось.

Максимилиановский доспех (названный в честь императора Максимилиана І, который заказал первый доспех такого типа) – синтез лучшего в миланском и готическом доспехе. Округлые очертания миланской брони в сочетании с готическим рифлением обеспечивали повышенную прочность – такой доспех неплохо выдерживал даже пулю. Выгнутые наружу края пластин заворачивались в тонкую трубочку и становились дополнительными ребрами жесткости. А поскольку во времена Максимилиана рыцарство обзавелось уже и пистолетами, латная перчатка приобрела дополнительную подвижность, чтобы взводить курок и нажимать на спуск.

Разумеется, полный латный комплект могли заказать себе только очень богатые люди. Наемники или ополченцы обходились тем, что снималось с менее удачливых товарищей, заказывали себе отдельные детали доспеха (как правило, самые нужные – шлем и кирасу), переделывали то, что было не по размеру, – словом, собирали с бору по сосенке. Таким образом, эклектизм нашего дорогого Миуры приобретает надежное историческое обоснование.

Но вот к чему никакого обоснования не приделаешь, так это к соединению европейских и дальневосточных элементов, а также к синтезу средневековья и современности. Увы (или ура?), для нашего канона характерно и это.


Начнем с главного героя.

Нет, начнем с замечания, что больше всего у Миуры достается главным героям. Именно их доспехи отличаются непродуманным функционалом и служат скорее средством характеристики персонажа (а то и неприкрытого фансервиса), нежели тому, чему должен служить доспех, – защите своего носителя. Если проходящий персонаж, какой-нибудь безымянный наемник или босс-на-одну-драку, может щеголять в полном и довольно-таки историчном доспехе, на главных героев автор непременно напялит черт-те что.


Доспех Гатса, какой этап его жизни ни возьми, реальных исторических прототипов не имеет (за исключением доспеха Берсерка, но о нем позднее). Части же его, одолженные Миурой из реальной жизни, подобраны и скомпонованы порой весьма причудливым образом.


Вот, например, доспех маленького Гатса:


Как видим, Гамбино совершенно не заботился о защите своего приемного сына. Гатсу удалось где-то раздобыть нагрудник и наплечники – но даже паршивенького набрюшника у него нет, равно как и защиты для ног, приличных наручей (вместо них предплечье просто обмотано куском кожи) и хоть каких-то рукавов. Впрочем, незащищенные руки не редкость в этой манге: видите, злодей Донован в этой сцене тоже выступает с голыми руками? Никакой здравый смысл не устоит перед желанием художника изобразить крутой бицепс!


Понятно, что заказывать отдельно детские латы – удовольствие дорогое, да и не особо перспективное: ребенок из них вскоре бы вырос. Но уж бригантинную-то куртку перешить можно было!


В общем, этот недодоспех говорил бы нам только о том, какой отвратный из Гамбино отчим, если бы не одна деталь, а именно – шлем Гатса. Отделенный от набрюшника нагрудник и круглые наплечники указывают на принадлежность Европе эпохи Ренессанса, а вот шлем – вообще не оттуда. Это так называемый хаппури, самый примитивный японских шлемов.


Данная разновидность называется сару-бо или сару-мэмпо, "обезьянья морда" (не путать с европейским шлемом с таким же наименованием).


Носимый отдельно наподбородник – также японская деталь, только в реальности к нему крепилась еще и ламеллярная "борода" для защиты шеи – сикоро. Само собой, сикоро на Гатсе тоже нет.


Когда Гатс немного подрос и избавился от Гамбино, его привычки в плане защиты тела в бою не изменились. Вернее, так и не сформировались. Вот мы видим Гатса в пятнадцать лет – и как же он одоспешен?


Гатс обзавелся приличными и вполне историчными спальерами (наплечниками, не набегающими на кирасу) с закрылками-буфами, этакими отбойниками, которые не давали вражескому лезвию, скользнув по наплечнику, попасть по шее. Кроме того, наш герой добавил в облачение рейтарскую перчатку, которая ему почему-то коротка, да еще и плохо пригнана, и даже для порядку под нее не подложены ни тканевая, ни войлочная прокладки. И на этом всё. Защитой руки между плечом и серединой предплечья Гатс традиционно не озаботился. По-прежнему нет набрюшника: эту роль играет широкий ремень, к которому снизу крепится примитивный кожаный гульфик. Отсутствует защита для ног, а нагрудник на сей раз представляет собой чистую выдумку: две пластины, скрепленные шнуровкой.


А вот и примечательный шлем, который подробнее можно рассмотреть на этом фрейме:


Шлем этот, опять-таки, не имеет никаких исторических аналогов. С одной стороны, он ламеллярный (наборной), но с другой – никогда и нигде пластины ламеллярного шлема не набирались от виска к виску, всегда – только от шишака книзу.


Почему? Потому что, во-первых, этого требует технология процесса: подбирая разное количество одинаковых пластин, легко варьировать размеры. А во-вторых, по сочленениям вражеское лезвие должно соскальзывать, а не застревать в них.


Кроме того, у юного Гатса открыты уши, в то время как у наемников на панели ниже они благоразумно прикрыты защитными пластинами или хотя бы тканью подшлемника. Похоже, Гатс сильно измучен комплексом вины из-за смерти Гамбино и просто ищет неприятностей на свою голову. А может быть, в данном случае Миура вдохновлялся не средневековым, а современным прототипом:


Шлем Гатса и в самом деле больше всего напоминает хоккейный шлем с забралом. Хоккеисту не нужно защищать голову и уши от меча – достаточно уберечься от удара шайбой, поэтому непринципиально, как в шлеме проходят ребра жесткости.


Из хоккея же, должно быть, пришла и странная форма нагрудника:


При этом Баччиос, противник Гатса, одет в нечто очень похожее на ранний миланский или, что вероятнее, легендарный "белый доспех". Вместе с тем, тассеты (пластинчатые набедренные щитки), доходящие до колен, и сабатоны (латные ботинки) типа "медвежья лапа" относятся уже к первой половине XVI века. Вот только шлем у Баччиоса, мягко выражаясь, фэнтезийный.


Следует сказать несколько слов и о характерном оружии Гатса, ведь еще с детства он привык драться мечом почти в свой рост. Бывали ли такие умельцы в реальности или это чистая выдумка?


Нет, не выдумка. Бойцы с такими огромными мечами и вправду существовали. Двуручные мечи – клейморы и эспадоны – действительно могли достигать 160–180 сантиметров в длину. Вот только техника работы ими сильно отличалась от той, что показана в манге. Гатс сражается своим двуручником, как обычным мечом, а в реальности даже недюжинной силы человек тратил бы слишком много времени на замах и удар, поэтому большие мечи в средневековье затачивались не на всю длину клинка, а примерно на две трети. Незаточенная треть называлась рикассо, ею блокировали вражеские удары, чтобы не повредить лезвие, за нее перехватывали меч для колющего удара и порой на ней даже делали обмотку для удобства такого перехвата:


В бою такие мечи и правда использовались крепкими ребятами вроде Гатса. Их называли "доппельзольднерами", "двойными солдатами", за то, что им полагалась двойная плата. Основным назначением бойца с таким мечом было проломить вражеский копейный строй и расчистить дорогу пехотинцам с обычными мечами. Еще одна функция доппельзольднера – возглавить атаку на брешь в стене после того, как ее проломит артиллерия (нечто подобное мы видим в первом полнометражном фильме "Берсерк: золотой век", но там Гатс не вламывается в брешь, а штурмует стену с осадной башни). И третья боевая задача доппельзольднера – вступать в поединки с такими же, как он, для подъема боевого духа и престижа войска (как это было в схватке с Баччиосом). Еще такие солдаты служили телохранителями военачальников на поле боя, но за этим занятием Гатс не был замечен ни разу.


В манге, впрочем, подобные двуручники тоже встречаются. Например, их можно увидеть на Холме Мечей, и Гатс даже использует один из них в бою с Зоддом.


Поскольку двуручным мечом рубить с коня невозможно (как держать поводья?), это оружие тяжелой пехоты, его даже называли "меч ландскнехта". Но Миуре, как мы уже знаем, здравый смысл не указ – он "вступил" Гатса в банду Ястребов и сделал из него лихого конника:


Гатс приподнялся материально и купил себе более вразумительную кирасу, хотя так и не вспомнил про набрюшник – вместо него по-прежнему широкий пояс. Рейтарская перчатка на левой руке теперь уже подогнана хорошо и даже прикрыта налокотником, но правую руку юноша по-прежнему не защищает. Зато – ура, ура! – он обзавелся короткими наборными тассетами.


В целом же доспех Гатса напоминает ландскнехтский в облегченном варианте (без поножей и наручей). Вот только ландскнехты защишали шею кованым ожерельем – горжетом – и носили шлемы типа "салад" или "бургиньот", а у Гатса шея совершенно голая, да и на голове помесь салада с задней частью "рачий хвост" и все того же хоккейного шлема.


Здесь стоит немного прерваться и обратить внимание на то, как Гатс носит любой свой меч. Ношение двуручных мечей за спиной столь же печально известно, как конные арбалетчики: его очень любят изображать в фэнтези, о чем и горюют профессиональные историки. Поскольку двуручник из-за его огромных размеров невозможно было прикрепить на бедре, его либо везли в обозе или на лошади, либо воин нес его на плече. Нет никаких документов, подтверждающих факт ношения меча за спиной. Однако же современным реконструкторам удалось сделать достаточно простое и эффективное приспособление, позволяющее носить меч таким образом. Похожий способ использует и Гатс во время "Золотого Века". Проблема в том, что так можно носить лишь относительно короткий двуручник, вроде клеймора, а мы ведь помним, каким оружием пользуется Гатс.


Что до Драконобоя, то в артбуке к игре "Sword of the Berserk: Guts' Rage" Миура изобразил такую схему крепления меча:


Покинув Банду Ястребов, Гатс отправляется на поиски приключений. Приключался он, по всей видимости, в Китае или тамошнем его аналоге, где и приобрел себе именно китайские пластинчатые наплечники. То, что прикрывает торс Гатса, – полностью фантазия Миуры и исторических аналогов не имеет. Следует отдельно отметить куцые тассеты, не защищающие ничего стратегически важного, и нашитые на штаны бронепластины.


В арке "Черный мечник" Гатс "возвращается к истокам": на нем снова неполный рейтарский доспех, причем до того неполный, что нет даже тассетов и перчаток. Левой руке перчатка по понятным причинам не нужна, но и правую Гатс защищать не торопится.


Зато в арке "Возмездие" Гатс обзаводится железной обувью – сабатонами, – что уже и вовсе не дружит ни с какой логикой. Сабатоны пехотинцу не нужны вообще и совершенно, они категорически неудобны для хождения по земле, и защищать ступню в пешем бою нет никакой острой необходимости. А вот конник, врубающийся в ряды вражеской пехоты, рискует потерять конечность, а то и жизнь: его ноги как раз на уровне плеча пешего мечника, поэтому сабатоны очень кстати.


Да и сам вид сабатонов Гатса наводит на мысль о непрактичности такого выбора. Они прикрывают ногу чуть выше щиколотки и носятся поверх кожаных сапог, которые у Гатса приобрели окончательно жалкий вид. К тому же при ближайшем рассмотрении видно, что это – не обувь, а просто пластины, привязанные к сапогам, прикрывающие лишь верх ступни и часть щиколотки, оставляя открытыми остальную ступню. Выше сапог – наколенники, плавно переходящие в некое подобие кожаной защиты на бедра, сверху еле прикрытой все теми же куцыми тассетами, не защищающими ничего. То есть, если бы Гатс вознамерился вспомнить лихую кавалерийскую молодость, его ноги в самых уязвимых местах – между щиколоткой и коленом, между коленом и бедром – остались бы совершенно беззащитными.


После возвращения в дом к Годо в начале 17-го тома Гатс подновляет свою порядком поизносившуюся броню. Главным новшеством стали поножи довольно странной конструкции. Набедренники выглядят как типичные готические, но от колен они переходят в пластиначатые поножи и сабатоны (непонятно, новые это или обновленные старые). Доспехи закрывают ноги Гатса только спереди, причем надеты прямо поверх штанов и прикреплены к ногам кожаными ремешками. Кроме того, у Гатса появились массивные заостренные наплечники.


И наконец "Доспех Берсерка".


В целом он плод фантазии мангаки. Однако Миура явно вдохновлялся доспехом, который считается вершиной готического оружейного искусства, – так называемым "доспехом анима", с итальянского – "одушевленным":


Как видно по обилию сочленений в этом доспехе, он позволяет уже не только сгибаться в поясе и рубить сплеча, но и совершать сложные движения, не теряя при этом в подвижности. Кроме того, огромный треугольный выступ в середине нагрудника имел реальный прототип – это так называемы кирасы с тапулем, или гусиной грудью, где ребро жесткости превращалось в острый выступ, пусть и не такой большой. Обычные тапули также достаточно часто встречаются в манге.



Гриффит является полной противоположностью Гатса во всем, в том числе и в экипировке. Если у Гатса черные, грубые на вид доспехи, то у Гриффита всегда белые, изящные латы. Гатс сражается огромным двуручным мечом, Гриффит предпочитает кавалерийские сабли. Примечательно, что доспехи Гриффита в большинстве своем срисованы с реальных, однако в дизайне неизменно присутствует какой-то необычный элемент.



Впервые в манге Гриффит ненадолго появляется в арке "Чёрный Мечник", во флешбэке. Здесь у него то же облачение, в котором мы видим его позже, в "Золотом Веке".



Самая запоминающаяся часть экипировки Гриффита – это, конечно же, ястребиный шлем. Его дизайн взят из фильма "Призрак Рая", однако конструкция не полностью повторяет шлем призрака. "Рачий хвост" сзади появился на шлемах XVII века (такой носит Коркус), но если те шлемы были открыты и максимально облегчены, то шлем Гриффита снабжен забралом и даже подвижным подбородником. При этом эффективность этой защиты не так уж высока: подбородник оставляет открытым горло, у забрала слишком большие глазные прорези, его нельзя зафиксировать, и это не говоря уже о том, что оно не закрывает полностью лицо.



Судя по "ракушкам" возле плеч, предполагалось, что Гриффит будет носить готическую кирасу XV века. Гладкая, округлая поверхность не была типична для готических доспехов, но встречалась в работах мастеров из Инсбурга, находившихся под большим влиянием итальянских оружейников. При этом ноги Гриффита надежно защищены длинными (достают до сапог) пластинчатыми тассетами, которые появились лишь в начале XVI века.



Сложнее всего классифицировать защиту для рук. Хотя вышеупомянутые ракушки были частью готических наручей, на плечах у Гриффита – что-то вроде пластинчатого наплечника ландскнехтов, защищающего руку лишь снаружи. Примечательно, что наплечники даже не привязаны к руке, отчего часто оставляют её беззащитной. На Гриффите пластинчатые рукавицы, похожие на готические, при этом на разных фреймах они нарисованы по-разному. Левая рука у Гриффита дополнительно защищена странной формы наручем, расширяющимся на конце.



Оружие Гриффита – сабля, вероятно, кавалерийская, с мощным эфесом, закрывающим почти всю кисть. Классифицировать эту саблю сложно: такие чашечки эфеса были характерны для валлонских шпаг XVII-XVIII века, в то же время мощная гарда полностью защищает пальцы, как у сабель более позднего времени или палашей. Подобная защита руки у сабель считалась палкой о двух концах: она создавала лишний вес, что было очень неудобно в бою. К тому же даже такая гарда была бы почти бесполезна против большинства оружия в "Берсерке", что не мешает Гриффиту отбивать саблей меч Гатса.



В целом доспехи и оружие Гриффита в начале манги – это причудливый сплав деталей из разных времен, разбавленный фантазией автора.



После трехлетнего таймскипа облачение Гриффита немного меняется. Во-первых, на его кирасе появляются бороздки, что не оставляет никаких сомнений: перед нами – готическая кираса. Правда, и тут автор немного напутал: подобный узор наносили не на нагрудную, а на наспинную пластину. Руки у Гриффита теперь защищены готическими перчатками, однако защита ног из более позднего времени по-прежнему на месте. Чуть изменился дизайн наплечников, а еще Гриффит наконец-то догадался, что их можно привязывать к руке ремешками.



Гриффит также сменил саблю – у неё более легкая гарда, из трех дужек. Подобное оружие появилось в последней четверти XVIII века.



Во флешбэке Каски мы видим наиболее раннее облачение Гриффита. На нём кираса, помесь готической с доспехами XVI века. Из того же времени и тассеты, но подобные способы крепления к кирасе известно лишь мангаке. Защитные "бортики" на плечах также стали активно использоваться только в XVI веке, но вот остальная защита рук вообще мало на что похожа: наплечники состоят из пары крупных прямоугольных пластин, ниже локтей защиты по-прежнему нет.



Вдобавок Гриффит вооружен довольно странной саблей, по форме рукояти скорее напоминающей двуручный меч. Двуручные карабелы действительно существовали, хотя не приобрели широкой популярности, однако имели несколько другой дизайн. Примечательно, что это единственная из сабель Гриффита с открытой рукоятью – при том, что именно тут у него еще нет латных перчаток.



В следующей главе мы ненадолго видим на Гриффите такой необычный для средневековья доспех, как анатомическая кираса или гиппоторакс. Свое название он получил за характерный дизайн, повторявший форму мускулов человеческого торса. Доспех появился в VIII–VII веках до нашей эры в Древней Греции и приобрел свой окончательный вид в V–IV веках. Из-за дороговизны подобная кираса со временем была вытеснена более дешевыми доспехами, хотя офицеры и военачальники сначала Греции, а потом Рима продолжали использовать ее вплоть до III века. В Средневековой Европе такие кирасы уже не были в ходу, и лишь в Византии оставались популярны у командиров и императоров.



Существует, однако, надгробие барона Бурхарда III фон Штейнберга 1378-го года, на котором он изображен в кирасе, напоминающей анатомическую, но до сих пор неизвестно, действительно ли он носил подобный доспех – или это ошибка скульптора.



В XVI веке анатомические кирасы снова вошли в моду, к примеру, подобный доспех носил Карл V Габсбург, правитель Священной Римской Империи. Однако это были уже просто маскарадные доспехи "под античность", не использовавшиеся в бою.



Что до манги, то, вероятно, необычный доспех Гриффита во флешбэке – дань любви, которую Миура испытывает к фильму "Экскалибур", где такие доспехи носил Мордред:



Во время пребывания в темнице Гриффит носит шлем, напоминающий его "ястребиный", но почти идеальной сферической формы, с намертво привинченным забралом, состоящий из двух половинок. Возможно, прототипом его послужили реальные шлемы из арсенала палачей. Функции таких шлемов разнились: они могли использоваться для пытки голодом, или их раскаляли и надевали на жертву. В манге этот шлем скорее выполняет роль "железной маски" и нужен в первую очередь для того, чтобы скрыть от читателя изуродованное лицо Гриффита.



С началом арки "Ястреб Тысячелетней Империи" Гриффит Возрожденный появляется в новых доспехах. Несмотря на причудливый дизайн, именно в них проще всего опознать смесь миланского и германского готического доспехов. От первого тут кираса, состоящая из нагрудника, набрюшника и металлической юбки. От готического – всё та же защита рук и ног. Шея и горло Гриффита закрыты горжетом, нагрудник соединен с набрюшником ремнем с эмблемой ястребов. Характерная деталь новой брони – многочисленные украшения в виде перьев: именно так выполнены края набрюшника и горжета, металлические перья украшают наручи и поножи, на налокотниках и наплечниках в качестве декора размещены небольшие крылья.



Изменилась и конструкция шлема: исчез пластинчатый "хвост", подбородник чуть лучше защищает шею – в целом шлем напоминает промежуточный вариант салада-армэ:



Сабля Гриффита походит на его предыдущую, только на сей раз рукоять оформлена в виде перьев:



Самое парадоксальное, что при всей кажущейся нелепости и фантастичности "пернатых доспехов", они больше всего напоминают настоящие. Видимо, Миура успел изучить матчасть и стал избегать ошибок, которые допускал в первых томах.



Из трех главных героев манги Каске больше всего не повезло с доспехом. Точнее, не повезло с художником, который явно стремился не столько защитить свою героиню от вражеских лезвий и стрел, сколько почаще демонстрировать читателю ее длинные стройные ноги. Кроме того, только в арке "Золотой век" мы видим ее одетой в некое подобие доспеха. Остальное время она ходит в платье, если, конечно, никакой злодей не пытается сорвать его с бедняжки.



Доспехи Каски дальше всего ушли от какого бы то ни было историзма. Если о Гриффите можно достаточно уверенно сказать, что прототипом его доспеха был готический, а Гатс носит вариации на тему доспехов ландскнехта, то латы Каски являются воплощением понятия "эклектика" в исконном смысле слова: Миура смешивает времена и стили без колебаний. На протяжении "Золотого Века" героиня успевает четырежды полностью поменять свой доспешный "гардероб".



Так же эклектично оружие Каски: именно ее мечи отличаются наличием фантастических финтифлюшек, которые часто встречаются на витринах сувенирного оружия, но крайне редко – в музеях, где выставлены подлинные образцы или точные реконструкции.



В первый раз мы встречаем Каску в составе Банды Ястребов во время нападения на Гатса. Здесь на девушке кираса, не доходящая до пояса, наплечники и шлем. Вся экипировка героини – фантазия мангаки. Кираса, правда, своим округлым дизайном напоминает готические, но отличается устройством, в частности защищает грудь и оставляет открытым живот. Наплечники у Каски – это просто две металлических чашки с дополнительными короткими рукавами, возможно, шино-бригантными. Не исключено, что источником вдохновения послужила средневековая живопись (воин справа).



Шлем Каски и вовсе ни на что не похож и представляет собой решетку, обхватывающую голову и оставляющую открытой макушку. Защита лица, правда, играет дополнительную роль в сюжете: при первом появлении Каски и во время боя с Гатсом ее лицо скрыто, потому мы понимаем, что это девушка, одновременно с героем.



Примечательно также, что до трехлетнего таймскипа Каска всегда предстает перед читателем только в доспехах, в отличие от других персонажей.



Разобрать, каким мечом вооружена Каска во время боя с Гатсом, довольно сложно: её оружие видно мельком, в движении, и лишь на паре фреймов меч можно как следует разглядеть. Судя по всему, прототипом Миуре послужила чинкуэда. Чинкуэда (или "чинкведеа", от итальянского "пять пальцев") – кинжал или, реже, меч XV–XVI веков с характерной формой клинка, напоминающей кисть руки, – широкой у основания и резко сужающейся к концу. Другая узнаваемая деталь оружия – рукоять с дужками-полумесяцем. Меч Каски схож с некоторыми чинкуэдами, хотя имеет несколько иную форму.



После таймскипа, когда Банда становится сильнее и богаче, у Каски, как и у других героев, меняются доспехи. Теперь она носит нечто, напоминающее готическую кирасу снизу и доспех XVI века сверху (примерно как и Гриффит в её флешбэке), с короткой юбкой, сильно зауженную в талии.



Другой важный элемент ее доспеха – это горжет, металлический воротник для защиты шеи, горла и верхней части груди (у Каски – только последнее). Кроме того, к горжету героини крепятся пластинчатые наручи. Они очень короткие, не доходят до локтя и не закрывают внутреннюю часть руки. В целом Каскины горжет с наручами напоминает так называемые немецкие воротники второй половины XVI века.



Как ни смешно, при всей фансервисной сомнительности доспеха Каски (в этом фрейме ее панцирь даже надет на голое тело, чего не было вообще нигде и никогда) только у нее из трех главных героев в "Золотом Веке" имеется эта важная часть доспешного гарнитура. В реальной жизни горжет, как правило, служил опорой и основой не только для наплечников, как показано у Миуры, но и для наподбородника шлема, который, в отличие от подвижного забрала, предпочитали закреплять намертво. Какой смысл защищать голову от удара, если при этом тебе сломают шею?



Во время битвы с Голубыми Китами Каска носит шлем очень странного дизайна. Своим решетчатым забралом он напоминает кирасирские шлемы конца XVI века, произошедшие от бургиньотов, однако имеет множество отличий от них: у шлема Каски нет гребня и козырька, характерных для бургиньотов, он напоминает скорее шлем-шишак или капеллину. Забрало подъемное, как у армэ, наконец, отсутствует защита шеи, не считая слабого подбородника, а сзади, вдобавок, есть небольшой хвост, как у саладов. В итоге шлем вообще трудно классифицировать. Кроме того, открытыми при такой конструкции остаются уши (этим грешат шлемы многих ястребов). Возможно, за основу Миура, опять же, взял спортивное снаряжение – шлем игрока в американский футбол.



В этом сражении Каска использует оружие, в котором по характерной форме рукояти и дужек можно без труда узнать испанский меч второй половины XV века. Но и тут есть ряд ошибок. У основания клинка странная форма, рукоять слишком длинная (Каска держит ее двумя руками), да к тому же автор явно не знал, как этот меч используют: дело в том, что два кольца над дужкой были не украшением, а защитой указательного или среднего пальцев, которые при удержании меча диагональным хватом выносились за рукоять.



Примечательно, что именно с этим оружием Каска изображена на обложка к видеоизданию сериала "Берсерк", а позже, во время арки "Ястреб Тысячелетней Империи", испанским мечом она убивает нескольких разбойников, не приходя в сознание.



Чуть позже, во флешбэке, мы видим на Каске те же доспехи, что и при первом ее появлении, но с небольшими отличиями: к наплечникам прикреплены короткие металлические трубки-наручи, обеспечивающие чуть лучшую защиту. Кисти закрыты кожаными перчатками, как после таймскипа, но с нашитыми металлическими полосами. кроме того, к доспеху добавились бесагю – железные щитки для защиты подмышек. Чаще всего они были круглыми, но у Каски имеют не совсем типичную прямоугольную форму.



Во время боя с сотней Каске, потерявшей свой меч, приходится вооружиться первым подвернувшимся. Это двуручник со слегка изогнутыми короткими дужками и чем-то наподобие рикассо. Впрочем, это оружие – не более чем выдумка автора, хотя рукоять снова отдаленно напоминает чинкуэду.



При штурме Долдрея у Каски на смену потерянному шлему приходит другой. Это бургиньот открытого типа, без защиты лица – шлем XVI века, пользовавшийся огромной популярностью. У него сравнительно небольшой гребень и короткий козырек, науши соединены ремешком. Такого же типа шлемы теперь носят и многие другие ястребы – видимо, привыкли повторять за командиром.



В этой схватке Каска орудует мечом-бастардом с узким клинком. Оружие это хорошо подходило для колющих ударов (которые Каска, правда, не использовала). Меч был распространен в XIII-XV веках, но встречался даже в XVI. Классический вариант этого оружия – меч Чёрного Принца, причем, судя по дизайну, он и послужил прототипом.



После того, как Гатс возвращается к остаткам Банды Ястреба, мы видим на Каске довольно странное облачение. Кираса необычного дизайна, с одной стороны, заужена в талии наподобие готических, с другой – ребро жесткости посредине, как у более поздних. К тому же она очень плотно обхватывает торс героини, затрудняя и стесняя ее движения. Защита рук у Каски опять сводится к двум чашечкам на плечах с парой труб-наручей. А на левом наплечнике есть еще и украшение в виде металлической полоски, за которое можно легко зацепиться мечом в бою. Дополняют этот непрактичный набор набедренники в виде железных круглых пластин, вообще не имеющие аналогов. Как и у Гатса, они, разумеется, ничего толком не защищают.



Кстати, вернемся к детали, с которой начинали разговор о доспехах Каски: почти все они оставляют открытыми ноги. С одной стороны, в XVII веке, когда в ходу еще были полные латы, легкая кавалерия уже отказалась от защиты ног, используя лишь кирасы, наплечники и открытые шлемы, как Каска. С другой – здесь, само собой, не обошлось без фансервиса: как уже было отмечено, отсутствие доспехов позволяло Миуре рисовать туго обтянутые штанами ноги героини, особенное внимание уделяя эффектной линии ягодиц.



После битвы с Вьяльдом Каска снова меняет доспехи, хотя они и не были повреждены в бою, и под конец "Золотого Века" носит примерно ту же броню, что и большинство рядовых ястребов, – так называемый полудоспех, появившийся в XVI веке и состоявший из кирасы с пристегнутыми к ней коротким набедренником и иногда наплечниками. Проблема в том, что полудоспех носила пехота, тогда как кавалерия (ястребы сражались в основном конно) предпочитала доспехи "три четверти" – с набедренником до колен, как у Гриффита, – поскольку ноги всадника всегда подвергались опасности в бою. Дизайн кирасы Каски напоминает скорее поздний миланский вариант с ребром жесткости. Впрочем, обрадуемся хотя бы тому, что в этих главах Каски — обладательница полноценных тассетов и наручей с наплечниками.



Что до оружия, то в последних томах "Золотого Века" Каска использует очередной фантастический меч с клинком причудливой формы и привычными дужками на гарде. Характерная особенность этого оружия, вызывающая искреннее умиление, – сердечко на эфесе.



Итак, в манге "Берсерк" встречаются десятки видов доспехов и оружия. При этом слова "неоднозначность" и "неоднородность" идеально характеризуют то, как автор подходит к этому вопросу. Экзотические и малоизвестные типы, тщательная прорисовка, смесь образцов доспехов разных времен (зачастую – на одном персонаже), фрагментарные, особенно на ранних порах, знания мангаки о базовых принципах действия и использования отдельных элементов доспехов и оружия, множество фэнтезийных эелементов, самым известным из которых является неподъемный меч Гатса, – это все "Берсерк". В этой статье мы рассказали только о трех главных героях, ведь попытка охватить всех вылилась бы в диссертацию. Но самым важным остается то, что в процессе создания манги автор неустанно совершенствовался и научился лучше разбираться в доспехах и оружии Позднего Средневековья и Нового Времени, придав своему творению не только неоспоримую оригинальность, но и немного обоснованности.